От колодок сильно зависит безопасность автомобиля: они обеспечивают его остановку. Однако они же являются расходниками, то есть деталями, подлежащими регулярной замене на любом транспортном средстве.
Оглавление
Фрикционные накладки: из чего сделаны
Как часто нужно менять тормозные колодки
Тормозные колодки: как подобрать
В машинах используются дисковые и барабанные системы тормозов. Дисковые тормоза работают так: на колесной оси имеется тормозной диск, который вращается одновременно с колесом. Колодки – это специальные накладки, при торможении сильно прижимающиеся к диску с определенной силой, за счет трения колодок о диск обеспечивает торможение.
Колодки располагаются парами – с наружной и внутренней стороны диска, а при торможении их прижимает особый механизм – суппорт.
Барабан находится там же, но вид и работа колодок немного иные: они сдавливаются барабанные стенки изнутри.
Сила трения колодок о барабан либо диск напрямую зависит от силы, возникающей при их прижатии к поверхности барабана или диска. В зависимости от того, насколько водитель давит на педаль тормоза, интенсивность торможения может меняться. Тормозная система посредством тормозной жидкости транслирует давление на колодки в равных пропорциях, а автомобиль замедляется стремительно или плавно.
Тормозная колодка представляет собой металлическую пластину, на которой закреплена фрикционная накладка – часть, прижимаемая к диску. Форма и размеры пластины различается в зависимости от марки авто, но в некоторых случаях колодки подходят для различных автомобилей. Для крепления фрикционной накладки к металлической пластине используется специальный клей, стойкий к размоканию и высокотемпературным воздействиям. Вместо клея могут использоваться заклепки.
В составе колодки могут присутствовать и иные элементы:
Фрикционная накладка представляет собой часть колодки, непосредственно контактирующая с тормозным диском. В е состав входит фрикционная смесь, определяющая свойства колодки. От нее зависит степень долговечности колодки, эффективности ее работы и степени урона для окружающей среды.
Фрикционная смесь для колодок легковых автомобилей содержит в составе десятки компонентов: металлы, каучук, различные волокна, керамику, смолы, а также иные вещества. Каждый производитель использует собственную рецептуру смеси, а ее состав и технология изготовления становится коммерческой тайной.
Полуметаллические колодки состоят из тончайших стальных волокон на 50%. Они отлично противостоят перегреву, полноценно работают в случае намокания, на морозе, быстро изнашивают тормозной диск. В стандартных условиях эксплуатации они обеспечивают оптимальный баланс эффективности и качества торможения.
Низкометаллические колодки на 20-30% состоят из стали, а остальное – это органические соединения. Эта смесь иногда называется безасбестовой органикой. Они отличаются по потребительским качествам от полуметаллических. Актуальны для легковых коммерческих автомобилей.
Керамические – наиболее современные и дорогостоящие. Они разработаны для спорткаров. При большой нагрузке они демонстрируют хорошую эффективность, долговечность, а также слабый износ тормозного диска.
При работе керамических колодок на диске не остается оксида железа. В случае намокания диск работает хуже низкометаллического или полуметаллического, что не критично.
Органические состоят преимущественно из смол, волокон, при более низкой доле металлов. Они изнашиваются относительно быстро, щадят тормозной диск, пылят. Актуальны для стран с жесткими экологическими нормами, по которым в колодках не должно быть даже 20% стали.
Деление колодок по составу фрикционной смеси можно назвать условным, так как оно больше говорит об особенностях состава фрикционной смеси. Не существует идеальных колодок, которые будут одинаково эффективными на любых авто при любых условиях эксплуатации.
Не существует какого-то единого стандарта маркировок. Различные производители пользуются разными системами обозначений. Определенные элементы маркировки появляются из-за обязательных требований страны, в которую колодки поставляются.
На колодках может использоваться не только артикул модели, но и наименование или код фрикционной смеси, дата выпуска, номер партии, индекс коэффициента трения, информация о сертификации и прочее.
Покупатель ориентируется на артикул, чтобы определить тип автомобиля, для которого предназначены колодки. Чаще всего покупателю это становится известно по итогам подбора колодок по вин-номеру машины.
В руководстве по эксплуатации каждого автомобиля указана необходимость регулярно, например, через каждые 10-15 тыс. пробега контролировать текущее состояние тормозов. Это проще всего делать в ходе сезонной смены шин. Колодки изнашиваются естественным образом или по каким-то иным причинам.
Под естественным износом понимают ситуацию, когда фрикционная накладка стирается постепенно, становясь тоньше. В руководстве по эксплуатации авто указывается минимально допустимая толщина. Если она уже достигла или почти достигла такого значения, то колодки подлежат замене. Устройство тормозной системы таково, что колодка одинаково эффективно работает при различной толщине фрикционной накладки.
Есть совокупность факторов, оказывающих непосредственное влияние на скорость износа тормозных колодок:
В современных транспортных средствах американского и европейского производства предусматривается возможность установки датчиков износа. Он стирается одновременно с фрикционной накладкой, и как только ее толщина достигает минимальной отметки, в датчике будет перетираться металлическая перемычка, разомкнется контакт, а на приборной панели появится предупреждение о необходимости замены колодок.
Существует более простой вариант: вместо датчиков используются скрипуны – металлические скобы, которые соприкасаются с тормозным диском при стирании фрикционной накладки, что сопровождается характерным звуком.
В некоторых случаях возникает необходимость в замене колодки задолго до момента износа. Можно их назвать:
Замена колодок всегда выполняется комплектом, то есть, на всей оси. Это актуально даже для случаев, когда повреждена лишь одна из четырех колодок.
Обязательно необходимо менять колодки при замене тормозных дисков – это выполняется в любом случае, даже если элементы были почти новые. Они моментально притираются к старому тормозному диску, поэтому фрикционная накладка в месте контакта обретает выпуклую форму. Подобная колодка станет плохо контактировать с полотном нового диска: при трении будет происходить неравномерное распределение тепла, возникнут очаги локального перегрева, а диск быстро придет в негодность. Получится, что нужно будет покупать новые диски, комплект колодок, и снова платить за замену всего этого.
Это сможет сделать лучше всего менеджер магазина автозапчастей или сотрудник СТО. Подобрать колодки самостоятельно можно посредством личного кабинета в интернет-магазине запчастей, если владелец сайта позаботился о наличии такой опции при разработке.
Рекомендуется покупать оригинальные колодки, хоть это обычно и дорого. Кроме оригинальной продукции можно встретить много аналогов по различной цене. Первый шаг – это понять, какой производитель поставляет тормозные колодки для конкретных автомобилей.
Если у машины заменили тормозные диски, то можно разобраться, кто их производитель. Колодки рекомендуется выбирать того же бренда, чтобы они не скрипели при торможении. Когда требуется заменить и диск, и колодку, можно не заморачиваться по поводу того, что было установлено ранее, а просто взять продукцию бренда из категории «хороший неоригинал».
Один из важных советов – не экономить на тормозах. Дешевое изделие выйдет из строя очень быстро, начнет шататься и греметь, а колодки способны сделать так, что в экстренной ситуации автомобиль даже не остановится.
Автомобильный рынок предлагает множество моделей новых джипов, однако сложно выбрать такой, который способен преодолевать большие расстояния не только по асфальту, но и в условиях бездорожья. Есть и старые модели авто, конструкция и мощность которых позволяет без риска отправиться в дальнее путешествие.
Вопрос о том, какие тормозные диски лучше, встает перед каждым автолюбителем, если требуется заменить существующие запчасти. Ответ зависит от ценового сегмента, стиля вождения, выбора конкретного бренда. При выборе из широкого ассортимента требуется обращать внимание на параметры диска – он должен подходить для конкретной модели, не портить тормозные колодки.