18 сентября 2022

Ситуация, когда машину уводит в сторону при езде по прямой без корректировки положения рулевого колеса, довольно частая. Она является следствием износа в ходовой части автомобиля. Проблема очень серьезная, так как может существенно повлиять на безопасность движения и, собственно, комфорт управляемости машиной. Развал-схождение колес – это ничто иное, как регулировка углов их установки, но существует не только развал и схождение. Есть еще один важный параметр, который нуждается в коррекции и регулярном контроле.

razval-shozhdenie-avtoshkola-voa.jpg

Определение углов установки колес

Начнем с определения углов выставления колес. Чтобы понять, достаточно взглянуть на машину на небольшом расстоянии строго спереди или сзади. В авто, у которых давно не производилась регулировка, колеса будут сильно заужены (сведены) или растопырены (разведены). В нормальном состоянии при любой нагрузке они должны быть строго параллельны оси кузова. Любое отклонение выходит за рамки нормы и требует вмешательства. К сожаленью, своими руками выполнить корректную регулировку нельзя. Для этой процедуры применяют специализированное оптическое оборудование.

Все углы установок колес:

  • развал;
  • схождение;
  • кастер.

Развал

Развалом называется состояние, когда колеса наклонены к дороге, то есть, расстояние между нижними частями больше, чем между верхними. В простонародье говорят «домиком». Это называется отрицательный развал. Его можно определить по виду износа. Покрышка больше истирается на внутреннем кольце сегментов.

Если колеса наклонены наружу, то есть, расстояние между верхними частями покрышек больше, чем между нижних, то такое состояние называется положительным развалом. В таком положении наблюдается износ покрышек на внешнем кольце сегментов.

Схождение

Как вы уже догадались, наклоны колес в обе стороны – это все развал отрицательный или положительный. Что же называется схождением? Чтобы его увидеть, необходимо смотреть на авто сверху или снизу. Колеса будут сходиться, то есть передние части шин ближе, чем задние и расходиться, если расстояние между передними частями покрышек больше. Ни то, ни другое из состояний не является нормальным, так как в обоих случаях будет наблюдаться неравномерный износ резины, увеличен расход топлива и ухудшена управляемость ТС. Соответственно, положительным называется схождение, когда передние части колес ближе, чем задние.

2541ca8e541944ba8d169b592b5d458c.jpeg

Кастер

Вот мы и подобрались к третьему углу установки положения колес. Многие подумают, что это просто дополнительная услуга, за которую нужно платить. С одной стороны это так, с другой не стоит забывать про ту же безопасность и надежность работы механизмов. Итак. Что же такое кастер. Это продольного наклона, то есть, как это? Колесо же круглое, какой у него может быть продольный наклон? Речь идет не о колесе, а о стойке амортизатора, который может быть наклонена вперед или назад.

Кастер влияет на удобство выполнения разворота, соответственно, увеличивая или уменьшая радиус маневра. Он может быть положительным и отрицательным. В первом случае агрегат наклонен назад. При отрицательном стойка наклонена вперед. Кастер должен быть перпендикулярным к дорожному полотну. Только так обеспечивается оптимальный радиус разворота и отсутствие чрезмерного крена автомобиля при совершении разворота.

038.jpg

Разница в углах

Если вы заметили отклонения в углах развала или схождения, то не спешите платить деньги за регулировку. Сначала проконсультируйтесь по данному вопросу с экспертами, хорошими знатоками именно вашей марки авто. Дело в том, что степень нормальности углов зависит от типа подвески.

Если подвеска автомобиля слишком мягкая, то при совершении разворота или движении по волне колеса разваливаются в положительную сторону. Это были модели с простыми многорычажными подвесками без стабилизаторов. Как оказалось, автомобиль устойчивее движется, если будет отрицательный развал не более 2 градусов на поворотах. В автомобильном спорте для обеспечения лучшего сцепления с дорогой и плевать на расход и износ резины, принудительно разваливают колеса на 2 градуса. Это чревато многочисленными последствиями для механики и шин.

Небольшое значение отрицательного развала на поворотах обеспечило устойчивость машины. Ее меньше заносит и проще преодолевает резкие повороты. Плюс ко всему, конструктора так избавились от подламывания колес. Также отмечается большее пятно контакта и лучшее сцепление с дорожным покрытием.

Для нормального износа покрышек и компонентов ходовой части рекомендуется устанавливать околонулевые значения в минусовую сторону, то есть, чуть-чуть заваливая в минус, не более 1 градуса. Для обычного авто это нормальное состояние, при котором водитель будет чувствовать себя комфортно и в повороты будет входить уверенно. Для спортивных авто угол нужно сделать еще больше для большей устойчивости на поворотах.

8c2c009ebf861749b1793061e9846e60.jpeg

Способы регулировки развала и схождения

На более старых автомобилях возможна регулировка всех трех углов, развала, схождения и кастера. На современных машинах все чаще можно изменять только развал, то есть, 1 угол. В остальных случаях имеет место поломка, нуждающаяся в устранении. Если вы любитель Лады 8 модели, то знаете о регулировке всех трех углов. Это дает некие преимущества, так как позволяет влиять на ходовые параметры авто. Невзирая на такие возможности, кастер все-таки трогают крайне редко. На самом деле его изменение несущественно влияет на параметры движения машины и общую устойчивость.

Чтобы понять, что является нормальным, а что нет, необходимо ознакомиться с заводскими значениями углов. Рассмотрим пример на авто Самара:

  • схождение передних колес – 0°15 ± 10’;
  • развал – 0° ± 30’;
  • кастер – 0°20’ ± 30’0.

Как видно из приведенных данных, развал может варьировать на подвеске типа Мак-Ферсон в пределах 1 градуса.

ea2298as-960.jpg

Регулируем кастер

Если вы обнаружили, что передние колеса уходят назад, соответственно, стойка наклоняется вперед, то это говорит нам об отрицательном продольном угле наклона осей. Необходимо произвести регулировку путем подкладывания под компоненты передней подвески. На автомобилях с подвеской данного типа подкладки кладутся под кронштейны передних рычагов, тем самым, выравнивания стойку.

Изначально на заводе закладываются шайбы, так как постепенно из-за деформации металла и регулярных ударов о кочки и неровности колесо постепенно отодвигается назад. Убрав шайбы из-под кронштейна, его можно вернуть на прежнее состояние до определенного момента. В критической ситуации оно уже упирается в крыло и регулировка оказывается невозможной.

Увеличивая продольный угол наклона, повышается стабильность авто на неровных дорогах с кочками. Машина становится менее чувствительной к ухабам. Чтобы ни говорили мастера, кастер влияет на скорость, безопасность и комфорт в комплексе. Самое интересное то, что кастер регулируется первым. После него приступают к развалу.

e80c0d9s-960.jpg

Регулируем развал

Для регулировки развала в конструкции современных автомобилей имеется эксцентриковый болт, расположенный на корпусе амортизаторов передних колес. Вращая его, мастер добивается состояния, когда угол наклона не превышает -0°5-10’. Чаще выставляется угол более жестко, как получилось и примерно, потому что на автомобилях 90-х годов выпуска это достаточно хлопотная задача, не несущая особой пользы в конечном счете. Регулировка актуальна при больших явных наклонах.

Регулируем схождение

Для проведения данной процедуры потребуется специальный инструмент. Это удлиненный ключ, с помощью которого нужно удерживать рычаг. Значения регулировки для Самар выбирается вблизи нулевого. Особенность подвески этого авто состоит в том, что при загрузке машины угол меняется до 7’ в любую сторону.

Выполняя все регулировки, на любом автомобиле важно правильно выставить руль, который должен быть строго горизонтально. Это выполняется также при помощи специальных инструментов.

Рассказать друзьям:

Новости и обзоры

Telegram