16 августа 2022

Кондиционер в машине становится настоящим спасением от жары. Однако это сложный агрегат, имеющий свойство капризничать, и это обычно происходит в неподходящий момент. Неисправность касается чаще всего компрессора – наиболее нагруженного узла системы. Остальные неполадки легко исправить своими силами. С компрессором все серьезно, обычно ему нужен дорогостоящий ремонт, а причины поломки разнообразны. Далее будет рассказано о методах диагностики поломок, определении лучшего варианта ремонта – самостоятельно или в сервисе.

Оглавление

Особенности

Конструкция

Внутреннее устройство

Причины неисправностей в компрессоре

Замена подшипника компрессора

Замена фреона, промывка, заправка

Замена муфты

Ремонт шлангов и трубок

Особенности

Компрессор – это важнейший узел системы кондиционирования. Его рабочий принцип аналогичен принципу функционирования компрессора холодильника. Этот узел является центральным в устройстве, так как он перекачивает фреон. В климатических системах используются два вида компрессоров: поршневые и роторно-лопастные.

Роторно-лопастной работает по принципу электронасоса, который используется для подкачки матрасов. В нем имеется вращающийся ротор, чьи лопасти формируют разрежение, поэтому хладагент затягивается с одной из сторон, а далее проталкивается в магистраль под давлением, поэтому фреон начинает перемещаться по замкнутому контуру при работе кондиционера.

Основной узел поршневого компрессора – поршень, который заставляет хладагент сжиматься в камере, чтобы он циркулировал по магистрали под воздействием подаваемого давления. У поршневых компрессоров конструкция различается: с одним или несколькими поршнями, имеющими различную ориентацию.

Есть и иные виды компрессоров, но они все – это просто модификации основных типов.

Конструкция

Компрессор отвечает за то, чтобы создать в климатической системе необходимое давление. Соответственно законам термодинамики молекулы газа при сжатии разогреваются, поэтому под давлением он переходит в агрегатное состояние жидкости. Возможность изменить состояние хладагента – это и есть основополагающий принцип, заложенный базой этого метода охлаждения воздуха, подаваемого из салона. Фреон – это вещество, легко превращающееся под давлением то в газ, то в жидкость, он нагревается и остужается.

6.2.jpg

Внутреннее устройство

Компрессор обеспечивает движение фреона в рамках замкнутого контура. Миновав компрессор он оказывается в конденсоре, где воздушный обдув вентилятором позволяет охладить его, конденсировать на радиаторных трубках, при этом его агрегатное состояние меняется на жидкое. При прохождении сквозь охладительный ресивер вещество очищается и подается в терморегулируемый вентиль, а далее дозированно поступает в испаритель. Узел ответственный за остужение салона. Хладагент в форме аэрозоли сильнее остужается, переходя в состояние газа. Система трубок или радиатор используется в качестве функционального органа испарителя. Фреон с ними контактирует и охлаждает поверхность, а вентилятор подает холодный воздух в салон машины.

Фреон движется дальше и попадает в компрессор. Цикл замыкается, а в салон авто постоянно подается холодный воздух. Участок от компрессора до ТРВ – магистраль высокого давления, от испарителя до компрессора – зона низкого давления. Все рабочие параметры узлов и компонентов отслеживают датчики.

Причины неисправностей в компрессоре

Одной из неполадок является гул, возникающий при активации кондиционера. Сложно выявить источник шума при работающем ДВС, поэтому водитель обычно его не замечает и в будущем требуется дорогостоящий ремонт.

Неработоспособность муфты – это еще одна частая поломка. Если кондиционер включается без свойственного щелчка, который указывает, что муфта зацепилась со шкивом, то это симптом неполадки в данном узле. Муфта иногда ломается в результате перегрева компрессора, что приводит к оплавлению проводки катушки. У возрастных авто муфта просто изнашивается. Ремонт будет состоять в замене муфты.

Компрессор может сломаться в результате разгерметизации или образования засоров. В этом случае проблема устраняется обычной затяжкой всех соединений. Для восстановления компрессора требуется разобрать его, промыть, заменить ремкомплект.

Шум при активации кондиционера иногда сопряжен с отсутствием давления на магистрали нагнетания. Виновником иногда является компрессор: он изнашивается, либо в него залито слишком много фреона или случилась утечка. В таком случае требуется дефектовка компрессора, это позволит уточнить происхождение неисправности, а потом выполнить ремонт.

Поломка компрессора может быть сопряжена с нарушением герметичности. Подобный результат может вызвать ослабление крепления трубопровода, повреждения сальника. В последнем случае сложно будет заменить компонент самостоятельно – это сложнее замены подшипника.

Наиболее проблематичная поломка компрессора – заклинивание поршня. Тут недостаточно просто замены, так как вышедший из строя поршень способен повредить клапаны и стенки цилиндра. Оптимальный вариант восстановления работоспособности становится замена агрегата целиком на новый.

7.jpg

Замена подшипника компрессора

При износе подшипника шкива компрессора или при наличии потертостей на ременной передаче возникает шум. Монотонное гудение имеется при выключенном кондиционере. Если не выполнить замену подшипника или ремня, то можно столкнуться с серьезными проблемами.

Замена подшипника проводится в сервисе или самостоятельно, если есть нужные инструменты и навыки:

  • Машина устанавливается на яму, снимается колесо со стороны компрессора;
  • Откручивается четыре болта, используемых для крепления компрессора к раме;
  • Откручивается гайка, удерживающая прижимной диск муфты;
  • Снимается стопорное кольцо;
  • Подшипник обычно закрепляется стопорным кольцом, которое снимается без проблем. Если он развальцован, то нужно воспользоваться проверенным способом – молотком с зубилом. Подшипник вытягивается съемником или с помощью обоймы от другого подшипника;
  • Устанавливается новый компонент, а потом выполняется сборка в обратном порядке.

Замена фреона, промывка, заправка

Промывку проводят поэтапно, а промывочной жидкостью обычно служит или четыреххлористый углерод, или разновидность фреона. Сначала удаляется загрязненный хладагент из системы, далее выполняется промывка. Делается это до того момента, пока из компрессора не потечет субстанция совершенно прозрачная. Далее система заправляется фреоном и маслом, которые берутся в равных пропорциях. Кондиционер нужно включить и дать поработать ему 10-15 минут, а потом слить смесь. Когда будет завершена промывка компрессора, его вакуумируют, чтобы вытеснить остатки промывочной жидкости.

После этого система заправляется особым маслом с высоким показателем гигроскопичности. При заливке не допускается его контакт с воздухом. Чтобы система была избавлена от влаги, проникающей в компрессор, требуется выполнить завершающую продувку агрегата с применением сухого азота или иного хладагента в газообразном состоянии.

Для новых авто или после монтажа новой системы кондиционирования заправка фреоном проводится раз в 2 года, а после 6 лет эксплуатации – каждый год. Срок службы компрессора можно продлить, если при длительном простое автомобиля включать кондиционер на 10-15 минут раз в неделю.

Замена муфты

Муфта отвечает за соединение компрессорного вала с приводом шкива, непрерывно вращающегося вне зависимости от работы или бездействия системы. На данный момент применяется несколько типов муфт, и для любой из них нужно заливать подходящее масло. Если требования не соблюдать, то муфта быстро выйдет из строя, намного ранее среднего периода выработки.

Связь муфты и шкива обеспечивает ее непрерывное вращение совместно с ним. Когда система включается, можно слышать щелчок, свидетельствующий о том, что муфта сцепилась с компрессорным валом, что и приводит его в работу.

При отсутствии щелчка, но наличии разных шумов в области муфты можно говорить о поломки данного узла системы кондиционирования. Часто случается так, что по внешним признакам муфта должна оставаться рабочей, но нет передачи вращения на компрессорный вал. Требуется диагностика с применением профессионального оборудования, чтобы выявить причину неполадки.

Приводная муфта устроена просто, поэтому она признана долговечным узлом, ломается довольно редко. Восстановление муфты менее выгодное дело, чем ее замена, так как она стоит недорого.

Ремонт шлангов и трубок

Магистральные шланги постоянно подвергаются механическим воздействиям в результате встрясок и вибраций, что сопровождает езду по дорогам низкого качества. Близкое соседство шлангов, которые направлены к компрессору, с выпускным коллектором – источником повышенных температур – это еще один фактор риска. В этих местах обычно случается пересыхание магистральных трубопроводов и их растрескивание, что приводит к разгерметизации системы.

Утрата герметичности возникает и на металлических трубках, поэтому важно проводить визуальный осмотр регулярно, чтобы вовремя выявить утечку хладагента. О наличии таких мест можно судить по появлению масляных разводов. Потребуется ремонт или полная замена поврежденных элементов.

Рассказать друзьям:

Новости и обзоры

Telegram