Турбина – это сложный агрегат, который существенно прибавляет мощности двигателю автомобиля. При ее поломке автомобиль не выйдет из строя. Однако двигатель утратит мощность и эффективность, а протечки масла и топлива добавят расходов владельцу. Как же понять, что срок действия турбины приближается к концу?
Оглавление
Признаки надвигающейся проблемы
Как проверить турбину самостоятельно
Турбина аналогично всем остальным запчастям, требует диагностики, восстановления или полной замены со временем, однако от барахлящего мотора или проколотого колеса она отличается тем, что не сразу можно понять, что она изношена или сломалась. Нелегко распознать симптомы умирающей турбины, поэтому важно принимать комплексные меры по увеличению срока эксплуатации детали. среди таких действий можно назвать своевременную замену качественного масла (желательно синтетического раз в 10 тыс. км пробега), замена воздушного фильтра (использовать только оригинальные или качественные аналоги), использовать турботаймер, отслеживать уровень масла в моторе посредством щупа.
Иногда турбина гибнет просто молниеносно – вызывает такое явление масляное голодание, ДТП, проникновение в компрессорное колесо твердых частиц из воздуховода, попадание твердых частиц по ротору с ДВС. Чаще выход турбокомпрессора из строя происходит постепенно. Водитель должен обратиться в сертифицированный сервисный центр вовремя, чтобы определить потенциальную неисправность, это позволит оперативно принять меры по ее устранению.
У том, что турбина умирает, можно догадаться по нескольких относительным признакам:
Для определения поломки на начальной стадии рекомендуется быть внимательным к своему автомобилю. Если ему стало недостаточно мощности, он утратил прежнюю резвость, то это говорит о том, что со стороны турбины нет требуемого давления. В некоторых случаях такое явление возникает из-за нарастающего противодавления, что случается из-за неполадки электромагнитного клапана или загрязнения катализатора. Иногда при агрессивной езде потоки газов направляются в обход клапана, либо поврежденная изменяемая геометрия цепляет корпус турбокомпрессора, направляет воздушные потоки на колесо турбины. В этих случаях не стоит ждать должного КПД со стороны турбины.
Принцип работы турбины вполне понятен: для повышения мощности двигателя требуется нагнетать в него больше топлива. В смеси нужно больше кислорода, который не получается засасывать в атмосферном режиме. Задача турбокомпрессора состоит в том, чтобы сжимать воздух, а потом нагнетать его в цилиндры под давлением – внутри турбины для этого есть лопасти.
Компрессор берет энергию вращения от выхлопных газов.
В конструкции турбокомпрессора есть два корпуса-улитки: горячая и холодная. Внутри размещено два колеса с лопастями, работающие в жесткой связке с ротором, размещенном в своем корпусе, где есть подшипники, а также система охлаждения и смазки.
На мотор монтируется одинарный компрессор или система с несколькими турбинами с разными системами установки:
За счет двойного турбонаддува удается повысить мощность во всех диапазонах оборотов.
Можно самостоятельно проверить износ и работоспособность турбокомпрессора, не снимая блок с автомобиля. Это помогает во время диагностики проблемы на своем транспортном средстве, а также при покупке авто с пробегом, если в нем есть турбонаддув.
Сначала проводится осмотр патрубков турбины. Первым тот, что соединяет компрессор с интеркулером или впускным коллектором. Его нужно отсоединить. Допускается только незначительное масляное запотевание. Если есть обильное количество масла, то это свидетельство износа двигателя или турбины.
Осматривается крыльчатка турбинного колеса. На лопастях не должно быть повреждений, зазубрин, а их геометрия должна сохраниться правильной.
Далее можно проверить люфты вала турбины: радиальный (вправо-влево), осевой (назад-вперед). В первом случае допускается до 1 мм, а во втором его вообще не должно быть.
Осмотрите магистраль целиком: фланцы, патрубки, корпуса компрессора и турбины на наличие трещин.
Оценить работоспособность турбины можно на запущенном моторе. Для этого рукой нужно передвинуть патрубок, который направлен от нагнетателя к интеркулеру или мотору, дать газу. Если будет ощущаться раздувание патрубка, то это свидетельство исправности турбины.
Подобные проверки способны дать только поверхностное представление о том, в каком состоянии на данный момент находится турбокомпрессор, насколько он работоспособен. Для полноценной и качественной диагностики рекомендуется прибегнуть к услугам мастеров профильного сервисного центра или СТО. Это касается и вопросов ремонта турбины: рассчитывать на качественную переборку, подгонку и отбалансировку деталей турбокомпрессора можно только в условиях профессиональной мастерской, а не гаража. Для такой работы нужен опыт и навыки.
Можно соблюдать несколько простых правил, обеспечивающих продление жизни турбины:
Турбокомпрессор кажется простым, но это только с виду. На самом деле устранение неполадок становится возможным только в случае, когда человек владеет информацией. Нужно знать, что за агрегат установлен в конкретном случае, какой номер мотора, код производителя. Для ремонта можно пользоваться только ремкомплектом оригинального производства. Только так можно гарантировать, что ремонт будет грамотным.
Автомобильный рынок предлагает множество моделей новых джипов, однако сложно выбрать такой, который способен преодолевать большие расстояния не только по асфальту, но и в условиях бездорожья. Есть и старые модели авто, конструкция и мощность которых позволяет без риска отправиться в дальнее путешествие.
Вопрос о том, какие тормозные диски лучше, встает перед каждым автолюбителем, если требуется заменить существующие запчасти. Ответ зависит от ценового сегмента, стиля вождения, выбора конкретного бренда. При выборе из широкого ассортимента требуется обращать внимание на параметры диска – он должен подходить для конкретной модели, не портить тормозные колодки.