18 сентября 2022

Многие автолюбители задаются вопросом, а как можно определить износ протектора шин и когда необходимо заменить резину? Для проведения этой простой процедуры не обязательно обращаться к услугам автомобильного центра. Выяснить величину износа протектора резины можно и самостоятельно в собственном гараже или на стоянке. Данный показатель очень важен для безопасности движения автомобиля и всех остальных участников дорожного движения, так как рисунок непосредственно влияет на сцепление с поверхностью полотна. Важно, чтобы его глубина была достаточной для эффективного отведения влаги из пятна контакта и хорошего прилипания к асфальту.

718ba5beb23acca7e4df6e1500b90d58.jpeg

Контроль за состоянием автомобильной резины относится к базовым операциям, выполняемых регулярно, так как износ протектора покрышек происходит постоянно. Чем раньше будет выявлено критическое состояние, тем меньше вероятность риска оказаться в аварии или причинить вред окружающим.

Изношенный протектор – это серьезная поломка, требующая оперативного вмешательства. Нельзя оставлять, все как есть, потому что это опасно не только для пассажиров, но и пешеходов. Необходимость оценки состояния резины заключается в трех основных причинах:

  • во избежание ДТП с серьезными последствиями;
  • исключения повреждения ходовой и кузова из-за неуправляемых заносов;
  • для предотвращения штрафов, так как износ нормируется и при достижении критического уровня водитель наказывается штрафной санкцией.

Сроки эксплуатации резины

Производители выпускают покрышки с разными свойствами, что является их фишкой и технологию они часто держат в секрете. Если сравнивать качественную резину от известного бренда с бюджетным вариантом, то срок эксплуатации отличается в 2-2,5 раза, но сравнения весьма необъективны из-за множества факторов:

  • стиль вождения, который может агрессивным или спокойным;
  • дорожное покрытие;
  • условия зимнего или летнего хранения в зависимости от типа эксплуатируемой резины.

a85f2992f70fb524c3ffd3acf9e44ebd.jpeg

Показатели износа летней резины

Летняя резина намного тверже зимней. Это связано с тем, что она сильнее нагревается, из-за чего увеличивается интенсивность износа. Если продолжить ездить летом на зимней резине, то она быстро износится. Визуально такие шины отличаются:

  1. Упругостью. По данному показателю она тверже в 1,5-2 раза зимней.
  2. Глубиной протектора. Для увеличения наката и снижения сопротивления трению высота резиновых блоков не превышает 8 мм. Чаще производители делают резину с 6 мм.
  3. Типом рисунка. Летняя покрышка обладает более широкими сегментами для увеличения наката и обеспечения экономии топлива.

Максимальный срок службы любых покрышек для легковых автомобилей составляет 5-10 лет. Именно столько производитель дает на свою продукцию. В среднем он таким и является для любого производителя, но существует много факторов, из-за которых срок службы может быстро сократиться. Существует стандарт ГОСТ 4754, согласно которому резина должна отслужить 5 лет.

c.jpg

Показатели износа зимней резины    

Зимние покрышки работают в более экстремальных условиях. Им приходится переносить резкие перепады температуры и смену коэффициента трения. Для этого производитель применяет ряд технологий:

  1. Увеличил глубину протектора до 11 мм. Это величины достаточно для обеспечения хорошего сцепления практически с любым дорожным покрытием. Это может быть снег, лед, вода и все вместе. Чем больше высота сегмента на колесе, тем лучше сцепление.
  2. Резиновая смесь более мягкая, чем у летней резины. Сделано это дл увеличения сцепления с неровными поверхностями, что часто бывает при образовании наледи. Протектор буквально огибает кривизну, контактируя с ней в каждой точке пятна. Сделана резиновая смесь мягкой также с расчетом на то, что зимой она замерзает и становится тверже.
  3. На поверхности шины имеются так называемые липучки. Это специальные сегменты, представляющие собой маленькие кратеры. Когда на нее давит весь вес авто, под ней воздух выдавливается наружу и создается разрежение, что способствует прилипанию.

Невзирая на большую мягкость, стандарты для зимней резины не отличаются по срокам износа от летних. Это не говорит о том, что их можно эксплуатировать все 5-10 лет. На самом деле срок износа у таких шин несколько меньше. Менять резину для зимы лучше не реже 1 раза в 4 года. В среднем срок службы составляет от 40 до 80 тыс. км в зависимости от производителя. Недорогих российских колес хватает на 40-45 тыс. км, элитные дорогие отъездят до 80 тыс. км.

Кроме износа, большое значение имеет год производства, так как резиновая смесь с каждым годом теряет свои физические характеристики. Она становится более твердой и постепенно разрушается под влиянием солнечного света, влаги, солей, температурных перепадов, деформации и нагрева во время езды. Год производства покрышек указывается на боковой стороне 4-мя цифрами. Первая пара – неделя, год выпуска. От года простоя в неподобающих условиях, нарушена температура и отсутствует чехол, резина может существенно повредиться. Покупать лучше шины, выпущенные несколько месяцев назад.

Если колеса отправляются на хранение на зимний или летний сезон, то с дисками необходимо подвешивать и можно хранить лежа, а без дисков хранят только стоя. При неправильном способе хранения резина растрескивается и деформируется, из-за чего в дальнейшем с ней могут возникать проблемы в процессе эксплуатации.

tgb8f2w57z7ic_17dalb5.jpeg

Разновидности износов

В зависимости от условий эксплуатации, выделяют 3 вида износов автомобильных покрышек:

  1. С двух сторон протектора. Вытираются крайние сегменты. В шинах регулярно занижено давление воздуха, из-за чего она опирается на крайние точки. При сильном ударе диск может продавить до самого дорожного покрытия.
  2. Центральный. Наблюдается истирание центральных сегментов колеса. Это связано с регулярно высоким давлением в баллонах. Нельзя перекачивать шины, так как уменьшается пятно контакта. Оно должно равномерно распределяться по всей области рисунка, касаясь дорожного полотна равномерно всеми сегментами.
  3. Нормальный. Наблюдается равномерный износ всех сегментов.

Все перечисленные виды выработок характерны для автомобилей, в которых все нормально с ходовой и развалом схождения. Если имеются нарушения наружу или внутрь, соответственно, износ наблюдается на внешнем или внутреннем кольце сегментов колеса. Также бывают случаи неравномерного или пилообразного износа. Это говорит о наличии неисправности в ходовой части авто, присутствует биение в подшипнике или тягах.

3fb53a576da5add3022e7541a9960d9f.jpeg

Определение величины износа

Выяснить величину износа протектора летних и зимних шин можно при помощи глубиномера или небольшого штангенциркуля с глубиномером. Если его нет, применяют обычную линейку и палочку.

Сначала нужно визуально осмотреть колесо. Если имеется износ, то обычно заметно по факту, но важно знать остаточную глубину рисунка. Она зависит от категории автомобилей, который может быть грузовым и легковым. Данный способ применим для шин, лишенных индикатора износа (это полоса яркого цвета, которая проступает по мере истирания первых слоев резины).

Глубина износа:

  • для авто категории L – 0,8 мм;
  • для машин N2, N3, 03 и 04 – 1 мм;
  • для транспортных средств M1, N1, O1 и O2 – 1,6 мм;
  • на авто категории M2, M3 – 2 мм.

1b4f2d12927978da3e81e2fe6eefd24a.jpeg

Типы индикаторов износа

Совсем не обязательно в качестве индикатора износа применяется цветная полоса. Это может быть рисунок, который постепенно пропадает из-за утончения резины, например, в виде снежинки. Также стоит учесть, что покрышка может быть истерта неравномерно, по этой причине лучше произвести измерения в нескольких точках колеса по всей окружности и вывести среднее значение. Вовремя проводите осмотр и будьте уверены в безопасности передвижения на своем авто.

Рассказать друзьям:

Новости и обзоры

Telegram