4 марта 2022

Новостные ленты пестрят сообщениями о том, что разные производители автомобилей закрывают свои производства на российской территории. Ситуация сложная, непонятная, и каждое новое сообщение только усиливает градус трагизма. Но можно разобраться, что окажет неизбежное влияние на авторынок и автопром.

Оглавление

Санкции

Общие последствия

Автомобильная промышленность

Авторынок и импорт

Санкции

Президент США Джо Байден анонсировал целый перечень санкций. Из них наиболее интересными являются следующие:

  • Банки «Открытие», ВТБ, Новикомбанк, Совкомбанк попали под полную блокировку с заморозкой активов в США. Для американских организаций на работу с ними введен запрет, а для европейских есть угроза вторичных санкций. Сбербанк просто лишили возможности проводить долларовые транзакции.
  • Блокируется 50% высокотехнологичного экспорта на территорию РФ.
  • Со стороны Евросоюза вводятся ограничения в области энергетического, финансового, транспортного секторов, а также продукции двойного назначения: российским госкомпаниям запрещено проводить операции в евро, у России ограничен доступ к полупроводникам.

К санкционному давлению присоединяются и остальные страны Запада, а также Япония, Канада, Великобритания, Австралия.

Общие последствия

Из-за ограничений в финансовом секторе сильно затруднены расчеты с контрагентами за рубежом. Это касается не только западных компаний, но и всех  остальных. Конвертация обычно идет не напрямую через рубли и национальную валюту, а через доллары либо евро, поэтому из-за скачка инфляции любые покупка становятся более дорогими. В замороженных активах указанных выше банков присутствуют капиталы ритейлеров и автопроизводителей.

Из-за ограничений или запрета на поставки высокотехнологичной продукции удар будет нанесен по большинству моделей машин, которые собирают в РФ. Ключевые позиции сложно заменить чем-то другим. Например, автомобиль нельзя выпускать без системы активной безопасности, ESP, ABS, так как это нарушает конструкцию и технические регламенты.

Усугубление «чипового» кризиса связано еще и с тем, что импортозамещающие процессоры российского производства требуют тайваньского TSMC, так как у России нет станков, поддерживающих современные технологии.

Автомобильная промышленность

Современная автомобильная промышленности в России сильно зависит от иностранных концернов, так как на территории страны много их заводов. Это марки Volkswagen, PCMA, Toyota, Nissan, Hyundai–Kia, Haval, Mercedes-Benz, Isuzu, Volvo Trucks, MAN. Только корейские и китайские производители пока не выразили своего окончательного решения. Китайцы не намерены поддерживать санкции, а корейцы пока не определились.

Большинство западных концерном остановят производство, может и не сразу. Сначала прекратится экспорт иномарок из РФ, потом по мере разрыва поставок вероятна полная остановка и консервация заводов. Концерны не станут распродавать свои производства, поэтому они будут просто стоять законсервированными длительное время.

Совместные предприятия и контрактные сборщики находятся в лучшем положении, так как можно с помощью посредников решить  проблемы поставок и платежей. Это удорожает автомобили.

Первыми закроются предприятия немецкого происхождения, так как есть прямой запрет на ведение бизнеса с РФ.

Формально «Соллерс–Форд» считается критически уязвим, но пока отсутствует прямой запрет на автобизнес с Россией со стороны Байдена.

Авторынок и импорт

Jaguar Land Rover, все марки концерна Volkswagen, Chevrolet – эти производители официально подтвердили, что автомобили в адрес российских дилеров перестанут отгружать. Этот перечень может очень скоро пополниться остальными немецкими автофирмами - BMW, Mercedes-Benz, MAN. Велика вероятность, что французские компании тоже там окажутся.

Японские компании поддерживают Запад, поэтому остановили отгрузку машин в Россию и снимают их с судов. Это сопряжено не только с санкциями, а с затруднениями в оплатах и упавшим рублем. Это преимущественно касается поддержанных авто, которые ввозятся в частном порядке. А новые автомобили не поставляются соответственно введенным санкциям.

Все стремительно движется к тому, что российский автомобильный рынок будет заполнен автомобилями китайского производства. Сейчас многие отрасли спешно переориентируются в сторону Китая. Это говорит об укреплении китайских брендов и появлении новых. Эксперты говорят о том, что многие европейские производители автомобилей уже давно могли покинуть российский рынок, так как при имевшемся уровне продаж их было слишком много тут. Повышение качества китайских автомобилей привело к тому, что потребители ими стали интересоваться активнее.

Директор GiPA в России Виталий Кравец предоставил прогноз на то, как будет развиваться авторынок в России. Он не видит оснований для сильного падения. Может случиться перераспределение в пользу отечественных марок. Но сложно судить о том, какой будет политическая ситуация далее и степень ее влияния на экономику.

Рассказать друзьям:

Новости и обзоры

Telegram